Tuesday, 21 July 2015

Сержант Ультрамаринов. Часть 2.


   Продолжим копать нашего ультрамарина. Урок №2 посвящен броне. Его задачи - освоить правила наложения светотени на различные части брони.
   Здесь можно посмотреть Урок №1 
   Обсуждение рабочего процесса в этой тренажерке можно найти у нас в группе вконтакте с тегом  #gym_River
   Чтобы не делать несколько гайдов об одном и том же, я воспользуюсь сделанным мною ранее степ-бай-степом для группы обучения по обычному ультрамарину. На нем и разберем теорию, а потом применим ее уже на обеих моделях. Таким образом рассказ дальше придется вести сразу о двух миниатюрах - тактикале и сержанте. Но это и хорошо, так как некоторые вещи на них будут сделаны в разных техниках.
   Заранее напишу, что это лично мое видение темы на сегодняшний день, основанное на личном опыте и знаниях, и не претендующее на абсолютную правду.

Сначала несколько теоретических моментов по освещению для напоминания, если кто уже все знает.

1. Расположение источника освещения

Первое, что нужно понять - это где расположен источник освещения относительно миниатюры. Если нет никаких других источников, то обычно это зенитное освещение сверху (сверху + чуть угловое сверху). Имитирует естественное природное освещение.
 Собственно, это освещение мы и пытались сформировать на миниатюре, когда использовали светлый грунт поверх темного, "помогая" себе понять расволожение освещенных участков. 

2. Интенсивность освещения

Важный момент, который необходимо учитывать далее - интенсивность освещения различных частей миниатюры. Ведь чем дальше предмет расположен от источника, тем меньше он будет освещен. Поэтому не надо делать лишнюю работу там, где это не требуется, высветляя все части миниатюры одинаково.
 Могу сказать, что для меня до сих пор задача дифференциации степени освещения в покрасе очень сложна. Теоретически все понятно, но на практике мне очень тяжело соблюсти это правило, ведь так хочется высветлить каждую деталь миниатюры, и чтоб обязательно блестела. И даже пятка.

3. Свет и тень.

Свет и тень позволяет нам превратить плоское изображение в объемную фигуру:
Разберем, что происходит с цветом предмета под воздействием освещения.
Каждый предмет имеет свой "настоящий" цвет. В учебниках его называют "локальным". Мне привычнее называть его "базовым". Это, собственно, лимон - желтый, броня даркангела - зеленая и прочее. На рисунке ниже область шара с пометкой "полутона" будет именно такого цвета.  Далее освещение искажает его, осветляя и затеняя. Причем необходимо учитывать, что различное по цвету освещение по разному искажает базовый цвет.
   Кроме этого, есть важный момент - из какого материала ваш объект. Ведь предметы из различных материалов по разному реагируют на освещения, отражая его в разной степени: ткань, пластик, металл и так далее. Вот прекрасный рисунок по этому поводу:
   На нем видно, что особенностью сильноотражающих материалов является максимальная контрастность и множественные блики и рефлексы (отраженный свет).
   Обращу внимание, что рефлексы всегда меньше по интенсивности освещенных участков и меняют цвет в зависимости от того, что отражают.

4. Освещение различных геометрических фигур.

   Вроде бы очень все просто, но в работах начинающих вижу много ошибок в постановке освещения на различных частях миниатюры. Поэтому хочу немножко остановиться здесь. 
  В процессе покраса каждую деталь миниатюры можно представить как какую-либо геометрическую форму для того, чтобы правильно сформировать на ней освещение. Так, основные наши фигуры: шар, параллелипипед и цилиндр/конус.

Шарообразные элементы (шлемы, головы, наплечники, торс, наколенники и т.д.) высветляются по кругу:

Высветления на цилиндрах и конусах всегда вдоль оси!, а не поперек, какое бы расположение они не занимали:

 Ну и параллелипипеды:

5. Практическая часть

Все, теории вполне достаточно для того, чтобы наложить все это на миниатюру.

Первым делом накладываю базовый слой.
Для тактикала в качестве базового был выбран родной сине-фиолетовый Ultramarine от GW (хотя на фотографии он выглядит как голубой):

  Для сержанта же решила взять потемнее и посинее - VMC Dark Prussia Blue, три тонких слоя.

    Обычно на этом этапе необходимо принять решение, насколько блестящая будет ваша броня, чтобы делать высветления с необходимым контрастом. Если тактикал у меня имеет средней блестящести броню, то есть зоны света/тени будут достаточно стандартны, то на сержанте я хочу увеличить ее блеск, то есть сделать светотень максимально контрастной и с рефлексами. 

  На тактикале я начала с наложения теней. На фотографии синим отмечены области наложения первого слоя тени, темно-синим - второй слой.

   Вторым этапом я нанесла два слоя высветлений. Аналогичная работа: оранжевым - первый слой, желтым - второй слой с увеличением светлоты и учитывая интенсивность освещения на различных участках.
 И финальным шагом была обработка граней, торцов.


 С сержантом дело обстоит немножко сложнее, так как требования у меня к покрасу здесь выше ).
Для понимания как расположен свет на броне сержанта обращусь за помощью к сохраненным фотографиям его в металле, где можно увидеть подсказочки по расположению рефлексов:
   Конечно, где-то я воспользуюсь этой подсказкой, где-то додумаю и напридумываю сама.

  Очередность наложения света и тени может быть абсолютно произвольной, в зависимости от вашего желания и настроения ). При покрасе сержанта я сначала нанесла первый слой высветления, чтобы нарисовать "карту высветлений", посмотреть, как это будет смотреться:

   И теперь уже прорабатываю каждую часть брони отдельно, увеличивая контраст до тех пор, пока мне не понравится результат. Так же пытаюсь вдумчиво работать с рефлексами. Если у них будет изменение цвета - я добавлю это позднее, когда выявятся детали и их цвет, от которых и идет рефлекс.

Процесс довольно трудоемкий и, так как делаю это после работы, довольно медленный. Поэтому выложу пока только ногу, которую успела сделать на этой неделе (помимо написания гайда). 
 
 

Высветления и затемнения по всей броне:
 
 

8 comments:

  1. Оперативно!

    Хороший товарищ получается.

    Единственное, что хотелось бы отметить. Данный урок немного напоминает Интернет-мем "Как нарисовать сову":
    1. Рисуем кружочки.
    2. Рисуем остаток совы.

    Нет, это не о том, что надо объяснять, как правильно держать кисть. Хотелось бы, чтоб автор подробней прошелся по самой технике нанесения краски для высветлений - как добиться такой плавности перехода?

    ReplyDelete
    Replies
    1. У меня не стоит задача разжевать здесь технику переходов. Словами сделать это очень сложно. Все, что можно сказать - накладывайте тонкими слоями с постепенным изменением тона в светлоту или темноту, смотря что кладете. В сети есть множество видео курсов по этому вопросу. Поэтому кто хочет - тот поищет и найдет ).

      Delete
  2. И то верно, спасибо! Ждем дальше.

    ReplyDelete
  3. А можно рецептик высветлений на сержанте? Я так понимаю, это в VMC Dark Prussian Blue добавлялось что-то светлое, наверное, даже белый или почти белый?
    Хочется что-то похожее сделать на библиарии, но получается блекло...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я добавляла белый для высветлений и черный для тени )

      Delete
  4. Подскажите пожалуйста, как крепятся на пробку отдельные детали для покраски? Даже точнее: как крепится деталь на тот штырь, что торчит из пробки? Спасибо заранее.

    ReplyDelete
    Replies
    1. сверлится отверстие в детали и вклеивается штифт

      Delete